Он никогда не узнает.
Преодолевая вожделение и гнев, практикуя брахмачарью и полостью подчиняя себе чувства, смиренно выполняя сложнейшие аскезы и соблюдая самое строгое воздержание, брахман должен спокойно ожидать своего времени как тот, кто хотя внешне имеет тело, но полностью осознает, что не подвержен разложению.
Большую часть времени я чувствую сексуальность, и мои глаза постоянно ищут другого. А также я слишком зациклен в уме.
Все прекрасно. Колоть дрова, носить вοду из κолодца...
Но высшая истина ничего не делает. На этом сосредотачивает внимание Патанджали, потому что как только высшая истина начинает что-то делать, она становится делателем, и она попадает в этот мир. Бог Патанджали — это не творец, он просто катализатор. Это необычайно научно, потому что если бы Бог был творцом, то должен бы был быть мотив, почему он творит. Тогда в нем бы можно было найти какое-то желание творить, и тогда бы он стал просто обыкновенным человеком. Но Бог Патанджали абсолютен, это чистое присутствие. Он ничего не делает, но в его присутствии все происходит. Пракрита, природа начинает танцевать.
Учения отличаются потому, что Патанджали родился в Индии, говорил с индусами, а Индия — очень созерцательная страна. Лао Цзы говорил с мистиками, Китай был тогда очень медитативной страной. Оба говорили с разными людьми, отличными друг от друга типами учеников, собравшимися вокруг них. Учения различаются потому, что они предназначены для тех, кто обучается. Учителя не различны. Если бы взять самих Патанджали и Лао Цзы, они будут совершенно одинаковыми, но если смотреть на Патанджали с его студентами и Лао Цзы с его учениками, то они будут различны. Если Патанджали и Лао Цзы молчаливы, они одинаковы, но если они станут говорить с кем-то, они будут различными. Учителю надо учить согласно ученику, его пониманию, подготовке, склонностям, уму, обстоятельствам. Мастер должен привести свое учение на уровень ученика, в противном случае он — не учитель. Вот почему учения различны.
Таκим образом, йог становятся мастером всегο, от бесκοнечно малогο до бесκοнечно бοльшοгο.