Если вы дадите ему морфий, даже морфий не подействует.
От маха бандхи следует естественно переходить к практике маха ведхи. Вдохните. Задержите дыхание, руки устойчиво поставьте на пол, ладонями вниз. Напрягите руки, оторвите тело от земли и мягко обопритесь ягодицами об пол. Благодаря этому упражнению прана войдет в сушумна-нади, и кундалини-шакти пробудится. Медленно выдохните.
Игра совершенно другая. Вы играете. У вас нет цели. Она сама по себе и есть цель. Вы наслаждаетесь самой деятельностью, как таковой.
Иисус говорит своим ученикам: «Посмотрите на лилию в поле». Обычный цветок лилии необычен для Иисуса, поскольку Иисус — в совершенно ином пространстве. Ученики, наверное, удивились, зачем это он говорит о лилии, о чем тут говорить. Но Иисус сказал: «Даже Соломон во всей своей славе был ничто, во всем своем великолепии был ничто перед этим цветком лилии». Даже Соломон. Соломон — самый богатый, самый великий император в еврейской мифологии; даже он был ничто. Перед этой обычной лилией? Иисус, должно быть, увидел то, что мы упускаем.
Я слышал об одном скупце, у которого было несметное сокровище, спрятанное в саду. Каждый день он ходил туда, отодвигал немного земли и смотрел на свои кирпичи из золота, спрятанные под землей. Потом он их снова прятал и возвращался домой счастливый, улыбаясь и сияя. На его лице была улыбка от уха до уха. Но постепенно один его сосед начал подозревать, что у него там зарыто сокровище, потому что ежедневно он ходил к этому месту, это был для него почти, что религиозный ритуал. Каждый день в точности утром он ходил в одно и то же место. Это было подобно молитве. Он отодвигал немного земли, смотрел на кирпичи из золота, как они сияли, и потом, как будто бы что-то немедленно втекало в него, и он излучал счастье целый день.
Нет другого пути, чтобы осознать это. Да и не может быть другого пути, чтобы осознать это. Если вы хотите знать, что такое насыщение, вам придется познать голод. Если вы хотите избегнуть голода, то вы и насыщения также избежите. Если вы хотите знать, каким глубоким может быть такое утоление жажды, вам придется познать жажду, сильную жажду. Если вы говорите: «Я не хочу испытывать жажду», тогда вы упустите прекрасный миг глубокого утоления жажды. Если вы хотите знать, что такое свет, то вам придется пройти через тьму ночи; тьма ночи готовит вас к тому, чтобы понять, что такое свет. Если вы захотели знать, что такое жизнь, то вам придется пройти через смерть; смерть создает в вас чувствительность для того, чтобы знать жизнь. Смерть и жизнь — не противоположности; все дополнительно.
Затем вы внезапно видите: рождение это не рождение, смерть это не смерть. Это изменение форм, а бесформенное остается прежним. Вы можете видеть, что светящаяся бесформенность остается прежней, движущейся среди миллионов форм, меняющаяся, но все же неизменная; движущаяся, но все же не движущаяся; становящаяся всем другим и все же остающаяся прежней. И это красота, это тайна; тогда жизнь едина — огромный океан жизни. Тогда вы не видите живых и мертвых существ, нет, потому что смерти не существует. Она существует из-за механизма, неправильной интерпретации.