Когда я гляжу внутрь вас, я редко сталкиваюсь с живым человеком.
Семя - наиболее ценная жидкость. Это квинтэссенция крови. Если его не расходовать, оно реабсорбируется в организм и обращается в оджас-шакти (особую духовную энергию), хранящуюся в мозге. Эта энергия может быть использована для высшего божественного созерцания. Те, кто сохраняют этот жизненный флюид, могут обрести долголетие, бодрость и здоровье. Только они могут вести счастливую жизнь. Невежественные похотливые люди сильно растрачивают свою энергию и ведут очень жалкую жизнь. Как печальна их участь! Воистину, достойна сожаления!
Скупость стала практически врожденной. Вся структура общества создает ее. Общество хочет, чтобы вы отнимали у других и не давали, оно делает вас амбициозными, а амбициозный человек становится скупым. Какие бы у него ни были амбиции — мирские, религиозные — но амбициозный человек всегда скуп, потому что он всегда готовится к будущему, он не может просто жить и делиться. Он никогда не находится здесь и сейчас. Если у него есть деньги, он хочет тратить их в будущем, но не сейчас. А как вы можете делиться в будущем? Делиться можно только в настоящем. Он оставляет деньги на старость. Или есть люди, которые оставляют добродетель для будущей жизни, для рая. Как они могут делиться прямо сейчас? Они накапливают, они готовятся к чему-то великому, что должно произойти где-то в будущем, но в настоящее мгновение они бедны.
— Я не мог идти, — ответил Бобби, — я все ждал и ждал, но ни одна машина не проехала мимо.
Каждому мгновению должно предшествовать мгновение медитации: это то, что мы называем абхьяс а. Каждому действию должно предшествовать продолжительное молчание, уход в себя, погружение в себя с закрытыми глазами.
В ветхом завете, кажется, что законы — это цель, как будто человек существует для них, а не законы существуют для человека. Для Патанджали в законах есть полезность, но они не окончательны и не абсолютны ни в каком смысле. Не человек существует для них, а они существуют для человека. Они — средства, и человеку нужно пройти через них и выйти за их границы. Это надо запомнить, иначе вы можете вынести неверное впечатление о Патанджали.
Мысли приходят только как званые гости. Они никогда не приходят незваными, помните это. Иногда вы думаете: "Я никогда не приглашал эту мысль", но вы, должно быть, ошибаетесь. Как-то, когда-то — возможно, вы о ней совершенно забыли — вы, должно быть, пригласили ее. Мысли никогда не приходят неприглашенными. Сначала вы приглашаете их; только тогда они приходят. Когда вы не приглашаете, иногда из-за старой привычки, потому что вы были старыми друзьями, они могут постучаться в вашу дверь. Но если вы не сотрудничаете, постепенно, они забывают о вас, они не приходят к вам. И когда мысли перестают приходить сами по себе, это становится контролем. Нет, вы не контролируете мысли, вы просто достигаете внутренней гробницы своего существа, и мысли контролируются сами по себе.