Счастье не где-то за горами, вы не можете пойти и купить его.
Иначе эта йога называется также гъяна-дана или гьяна-ягья, Благо ото всех остальных форм проявления милосердия кратковременно, все прочие дары преходящи. Они удовлетворят нуждающегося ненадолго. Вы даете пищу голодному человеку. Не пройдет и полдня, как он снова голоден. Вы даете ему деньги, они быстро растрачиваются, и человек снова в нужде. Но если вы разбудите в нем жажду ко вступлению на духовный путь, если вы дадите ему знание об этом духовном пути, о божественной жизни и о существенных методах осознания Бога, тогда вы дадите ему нечто, обладающее неизменной ценностью, с помощью чего он сможет утолить свою жажду раз и навсегда, с помощью чего он сможет достичь высшего и насладиться вечным Удовлетворением, высшим Покоем и невыразимым Блаженством. Что еще он может пожелать? Нет более славного милосердия.
Но такое счастье не может быть настоящим счастьем. Очень легко подавлять под прицелом ружья, но тогда, - что это за любовь? Как может любовь расцвести между такими людьми? Между ними будет всегда стоять дуло ружья. Жена будет всегда бояться, она будет всегда бояться того мгновения, когда муж может сказать: «Два! Три!», и тогда все кончено.
С неба протянулась рука и достала егο из самолета. Человек был очень счастлив. Затем с неба раздался гοлос: «Каκой Франциск? Франциск Ксавьер или же Франциск Ассисκий? Скажи мне, κогο ты звал?»
Когда кто-то достиг самьямы, за три дня перед тем, как он умирает, он осознает, через какой центр он выйдет, и практически всегда такой человек выходит из центра сахасрары. Определенная деятельность, определенные движения начинают происходить на верхушке головы за три дня перед тем, как он умирает.
Но на мой взгляд, это все то же самое: обуславливаете ли вы человека как католика, христианина, или же вы обусловливаете человека как коммуниста, для меня это не играет роли, поскольку весь вопрос состоит в обусловливании. Вы регулируете, вы не даете человеку свободу, — какая же разница в том, живете ли вы в христианском или индуистском аду, живете ли вы в христианском или в индуистском рабстве? Какая в том разница? Нет никакого различия. Если вы живете в индуистской тюрьме, гм?.. это только ярлык. Тогда однажды происходит революция, люди срывают ярлык, они наклеивают этикетку «Коммунистическая тюрьма». Тогда вы счастливы и радуетесь тому, что вы свободны — все в той же тюрьме! Меняются только слова. Сначала вас учили, что есть Бог, он создал мир, теперь вас учат тому, что Бога нет, и мир никто не создавал, но обеим вещам вас учат.
Да, так оно и есть. Я могу помочь всем. Когда я говорю, что могу помочь всем, я не имею в виду, что всем нужно помогать, потому что это зависит не только от меня. Это зависит от человека, которому я собираюсь помочь. Это пятьдесят на пятьдесят. Река течет, и я могу пить из нее, но должны ли пить все? — это не обязательно; некоторые уйдут. Это может быть неподходящим для них временем, а никому нельзя помочь, если не пришло время.