Так протекает вся ваша жизнь.
Это внезапное перекрытие праны в тот особый, критический, психологический момент очень помогает йогу в остановке ума, уже воспринявшего состояние концентрации. Здесь кевала кумбхак - неоценимое подспорье для медитации. Поэтому вы увидите, что этому действию кумбхака не предшествует намеренный вдох (пурак) или выдох (речак). Поэтому лучше всего его можно определить как внезапную остановку дыхания. Перед кевала кумбхак йог не делает намеренно ни пурак, ни речак. Он входит в кевала кумбхак из любого состояния дыхания, которое может быть в тот момент. Это может быть на середине вдоха или на середине выдоха. Или же это может произойти при завершении вдоха или выдоха. Но какими бы ни были условия, в тот момент, когда приходит концентрация, медитирующий немедленно заключает свое дыхание в кевала кумбхак. Я думаю, что это совершенно прояснилось.
«Хорошο, Аве. Кοнечно, это строгο запрещено, но ты был таκим прекрасным другοм мне все эти гοды, и я разрешу тебе один раз».
Вся йога представляет из себя попытку достичь этой чистоты бытия, этой девственности, и от такой девы рождается Иисус. Когда вы касаетесь в себе этой девственности, вы возрождаетесь; это воскрешение.
Интеллектуалы не имеют естественной тенденции к тому, чтобы стать религиозными. И как раз по этой причине в храмах, в церквях вы видите так много женщин. Луна чувствует себя естественно в гармонии с религией. Будда имел в три раза больше учеников-женщин, чем мужчин (с тех пор, как принял решение о принятии в саньясу женщин). Та же самая пропорция касалась Махавиры. У него было десять тысяч монахов и тридцать тысяч монахинь. То же самое, увы, вы обнаружите в случае с Иисусом. Когда он был распят, все его мужчины-последователи сбежали.
Патанджали никогда не делает вас виноватыми в чем-либо. В этом смысле он более научен, чем религиозен, скорее психолог, чем религиозный священник. Он — не проповедник. Всем, о чем он говорит, он просто дает вам план, как вам расти, и, если вы хотите расти, вам нужна дисциплина. Она не должна навязываться извне, иначе она создает вину. Дисциплина должна выйти из внутреннего понимания, тогда она прекрасна. Различие очень тонкое. Вам могут велеть сделать что-то, а затем вы это делаете, но делаете словно раб. Вам могут помочь понять определенное явление — тогда вы делаете это через понимание, и вы делаете как мастер. Когда вы — мастер, вы прекрасны, когда вы — раб, то вы становитесь отвратительными.
Таκим образом, йог становятся мастером всегο, от бесκοнечно малогο до бесκοнечно бοльшοгο.