Ваша любовь, ваша власть, ваши деньги, ваше имя, все находится снаружи от вас.
Йога синтеза - наиболее подходящая и эффективная форма духовной практики. В уме есть три недостатка: мала, или загрязнение, викшепа, или волнение, и аварана, или завеса. Волнение устраняется поклонением (упасаной). Завеса срывается благодаря практике гьяна-йоги. Только тогда возможна самореализация. Если вы хотите отчетливо увидеть себя в зеркале, вы должны стереть с него пыль, установить его и снять чехол. Вы можете увидеть себя в отражении озерной воды, только если вода немутна, ветер не гонит волн, и ничего не плавает на поверхности. Так же и с самопознанием.
Ребенок, который бежит за бабочкой - прекрасен. Но если сорокалетний человек бежит за бабочкой, он будет выглядеть сумасшедшим. Молодые вынуждены быть немного глупыми. Вы принимаете это и ожидаете от них это. В этом нет ничего неправильного. Это должно быть основой жизни, - иногда быть глупым, потому что мудрость приходит после опыта совершения ошибок. Вы не можете стать внезапно мудрыми, вам придется двигаться, отклоняться, и совершать множество ошибок. И в последствии всех этих глупостей, возникает мудрость.
Разум включается мгновенно: когда бы сердце ни почувствовало любовь, разум тут же вмешивается. Разум говорит: «Дашь ты ему что-нибудь или нет, все равно он останется нищим». Останется он нищим или нет — это не ваша забота, но если ваше сердце чувствует, что нужно что-то сделать, делайте. Не пытайтесь уклониться. Разум старается избежать ситуации. Разум говорит: «А что случится? Он останется нищим, так что нет нужды что-либо делать». Вы упустили возможность, при которой ваша любовь могла бы летать.
Вот почему так много внимания уделяется мастеру в Индийских учениях. Они знают для чего, они намекают на это, потому что нет такого сложного механизма, как человеческий ум, нет ни одного компьютера, такого же сложного, как человеческий ум. Человек еще до сих пор не был способен изобрести что-нибудь настолько же сложное, как человеческий ум, и мне кажется, он никогда не сможет изобрести нечто такое же сложное, потому что кто сможет это сделать? Если человеческий ум может что-то изобрести, это всегда будет ниже и меньше, чем ум, который создает это. По крайней мере, одно можно сказать точно, что бы ни изобрел человеческий ум, это творение не может сотворить человеческий ум. Поэтому человеческий ум остается самым высоким, самым сложнейшим механизмом.
Обычно, религии очень деструктивны. Они искалечили все человечество. Они сделали всех виновными, и это величайшее преступление, которое только возможно совершить против человека. А вся хитрость в том, что, прежде всего, вы делаете людей виновными. Когда они трепещут из-за вины — боятся, страшатся, обременены виной, живут в аду — тогда вы помогаете им выйти из ада, тогда вы приходите и учите их, как быть свободными. Почему же в первую очередь создается вина? Когда человек виновен, он так уродуется и так боится роста, так боится двигаться и расти, так боится идти в неизведанное, незнакомое и таинственное, что он становится неподвижным, мертвым, тогда все работают на его спасение.
Именно это Патанджали имеет в виду, когда говорит: "Также медитируйте на все, что вас привлекает". Чем бы это ни было; для меня нет разницы. Не нужно цепляться к объекту, потому что объект может измениться. Этим утром вы можете чувствовать любовь к ребенку, а на следующее утро вы можете этого и не чувствовать. Тогда не создавайте никакого конфликта. Всегда находите то, на что направлена ваша любовь, и скачите верхом на своей любви. Сегодня это цветок, завтра это может быть ребенок, послезавтра — луна. Это не проблема. Каждый объект прекрасен. Когда бы вы не почувствовали влечение, теките естественно, едьте на этом, медитируйте на это. Ударение ставится на том, чтобы быть целым, неразделенным. В вашем неразделенном существе медитация распускается.