Если Бога нет, вопрос исчерпан, к чему беспокойства? Для чего создавать пропаганду против Бога, почему доказывать что-то? Сами усилия показывают на то, что что-то должно быть, что-то может быть».
- это проклятие человеческой жизни. Эгоизм затмевает понимание. Эгоизм - это скудоумие. Бхога (чувственные удовольствия)
Что я имею в виду? Говорю ли я вам, чтоб вы никогда не были в уединении? Нет, совершенно нет. Но я говорю, чтобы вы никогда не были одинокими. Уединение приходит, когда вы богаты, вы становитесь богатыми благодаря взаимоотношениям, множеству измерений, свойств, через которые вам пришлось пройти. Когда вы общались с матерью, отцом, другом, братом. Когда вы общались с сестрой, женой, возлюбленной, возлюбленным, врагами, вы стали такими. Быть с кем-то, вот в чем заключается мир. Вы должны пройти через максимальное количество взаимоотношений, насколько это возможно, и тогда вы будете расширяться. Каждое взаимоотношение приносит что-то вам, обогащает вас. Чем больше вы будете идти к людям, тем больше вы будете расширяться. У вас будет больше душа, богаче. Иначе вы останетесь бессильными.
Хитрый разум говорит: «Люди бедны из-за своей кармы. В прошлых жизнях они совершили что-то дурное, вот почему они страдают. Я богат, потому что совершил хорошие поступки, вот я и наслаждаюсь плодами». И это тоже разум. И Маркс, сидящий в Британском музее — тоже разум; думая над основной причиной бедности, начинаешь чувствовать, что есть люди, которые эксплуатируют. Но эти люди будут всегда. Покуда хитрость не исчезнет совершенно, не будет стоять вопрос об изменении общественного строя. Вопрос в изменении всего строя человеческой личности.
Мы остались в купе вдвоем. Он по-прежнему бросал на меня долгие взгляды, тяжело переводя дух. Казалось, он думал только об одном — о спасительном душе. Он старался не соприкасаться со мной. Я сидел рядом, его занимала идея отношений между мусульманином и брамином, а также мысль о том, что он утратил чистоту, прикоснувшись ко мне.
Но вы можете быть глупыми, как многие люди. Они думают: «Покинь дом, отправляйся в лес, потому что, как же ты можешь жить в доме, если не обладаешь им?» Вы можете жить в доме, не нужно обладать им. Вы будете жить в лесу. Вам будет принадлежать этот лес? Вы скажете: «Сейчас я — бог этого леса?» Если вы можете жить в лесу, не обладая им, то в чем же дело? Почему вы не можете жить в доме и в магазине, не обладая ими? Недалекие люди говорят: «Брось жену и детей. Беги, потому что надо практиковать необладание». Они глупы.
Патанджали говорит: "Существует путь. Существуют методы". И он действительно очень, очень широкая натура. Постепенно, он убеждает вас в конце, что вы должны отбросить метод и отбросить путь — ничего нет — но только в конце, на самой вершине, только когда вы достигли, тогда даже Патанджали оставляет вас, проблемы не существует; вы достигнете самих себя. В самый последний момент он становится неразумным. В остальном он разумен. И он остается разумным в течение всего пути, что, когда он становится неразумным, он и тогда апеллирует, он и тогда выглядит очень разумным. Потому что такой человек, как Патанджали, не может нести вздор. Он надежный.