Поэтому первое, что нужно учесть: почему вы называете секс трудностью? Какие в нем трудности? Если секс — это трудность, тогда почему еда не трудность? Если секс — это трудность, тогда почему дыхание — это не трудность? Если секс — это трудность, тогда почему вы не превратите все остальное в трудность? Просто из-за того, что вы смотрите на это так, это превращается в трудность.
Джапа - это повторение любой мантры или имени Господа. В эту Ката-югу, или железный век, когда психика большинства людей не очень-то хороша, строгая практика йоги весьма затруднительна. Джапа - это легкий путь к осознанию Бога. Тукарам, Намдев, Дхрува, Прахлада, Вальмики риши, Рамакришна Парамахамса - все они обрели спасение, произнося имя Бога.
Но вся игра сексуальна. Игра как таковая сексуальна, потому что это не труд. Вы играете в нее ради нее самой, вот почему индуистская концепция Бога гораздо выше, чем христианская, или мусульманская, или иудейская. Иудейский Бог выглядит как рабочий, как пролетарий, шудра. Индуистский Бог не беспокоится о работе, он не принадлежит никакому союзу рабочих, он игрок, актер. Весь мир — это его игра, он наслаждается, и этому нет конца. Он сам по себе есть конец, но не есть средство.
С некоторыми людьми это происходит во время занятия любовью. Полный оргазм, и после оргазма все замолкает, все выстраивается в линию... человек расслабляется. Вы освободились, напряжение спало, гроза ушла, после этого наступает тишина... и неожиданно вот она — реальность.
Старец ответил:
Когда вы сегодня кладете в огонь руку, она сгорает сегодня, тут же и сгорает. Положи руку в огонь, и она сгорает, — все одновременно. Нет даже мгновенного промежутка. Жизнь никогда не верит в будущее, потому что жизнь — это только настоящее.
Вся йога это не что иное, как центрирование, движение к центру, укоренение в нем, пребывание в нем. И отсюда, меняется вся перспектива. Теперь волны могут оставаться, но они не достигают вас. И сейчас вы можете видеть, что они не принадлежат вам; это просто конфликт возникший на поверхности, с чем-то чужеродным. И когда вы смотрите из центра, постепенно, конфликт прекращается. Постепенно, вы расслабляетесь. Постепенно, вы принимаете, что, конечно, ветер сильный, волны будут возникать, но вы не потревожены. В них нет ничего плохого. Проблема возникает потому, что вы тоже на поверхности.