И поэтому, пожалуйста, подумай снова.
Стремящийся должен выбрать мантру своего опекающего Божества, или Ишты, согласно своим склонностям. Осмысленное повторение мантры с надлежащим чувством должно практиковаться произнесением вслух и письменно. Для произнесения джапы необходима помощь четок. Для ликхита джапы нужно использовать тетрадь и ручку. В ликхита джапе нет указаний относительно какого-то конкретного написания. Писать можно на любом языке. В практике написания мантры нужно придерживаться следующих правил:
Эго невозможно подавить, помните об этом. Его нужно просто испарить через сердце понимания, через огонь понимания. Если вы будете его подавлять — а подавлять очень легко, вы можете стать смиренными, и вы можете стать простыми, но эго будет спрятано за вашей простотой.
Вообще-то, всегда есть опасение, что это может стать вашей памятью. Тогда вы не изменились: лишь резервуар вашей памяти становится все больше и больше. Ваш компьютер становится более информированным. А когда наступит реальная ситуация, вы забудете: тогда вы будете действовать через сознание, а не через память. Тогда вы забудете меня. Когда не будет реальной ситуации, и вы будете обсуждать что-то с людьми и спорить, вы вспомните.
Любой человек ненавидит своего отца, но если вы спросите кого-нибудь, он скажет: "Я люблю моего отца. Я почитаю моего отца так же, как все". Любая женщина ненавидит свою мать, но спросите ее, и каждая женщина скажет: "Моя мать, - она божественна". Это ложная память.
И йога должна найти равновесие между этими тремя категориями. Если вы можете найти равновесие между этими тремя категориями, то неожиданно вы выходите за их границы. Если один человек больше других, тогда он становится вашей проблемой. Если вы скорее ленивы, чем активны, то лень будет вашей проблемой: вы будете страдать через нее. Если активности больше чем лени, то вы будете страдать из-за своей активности. А третье качество никогда не больше, оно всегда меньше; но даже если теоретически возможно, что кто-то слишком добрый, то эта чрезмерность будет для него источником страдания, эта чрезмерность создаст неуравновешенность. Правильная жизнь — это жизнь равновесия.
Да, современный человек спешит, и поможет полная противоположность. Если вы спешите, тогда Патанджали поможет, потому что он не спешит. Он — противоядие. Вашему уму нужно противоядие. Посмотрите на это таким образом: так как западный ум частичен — и не существует другого ума, только западный ум более или менее повсюду, даже на востоке — в спешке. Вот почему он стал интересоваться Дзен, потому что Дзен обещает немедленное просветление. Дзен выглядит как растворимый кофе, и он апеллирует. Но я знаю, что Дзен не сможет помочь, потому что вас привлекает не Дзен, он привлекает вас, потому что вы спешите. И тогда вы не понимаете Дзен.