Нет больше этого древнего занятия.
Соответствие между этой классификацией и восемью составляющими очевидно. Яма и нияма прокладывают путь. Асана и пранаяма дают индивиду возможность осознать истину о жизни. Он может подняться над парами противоположностей. Он не цепляется за индивидуалистичное существование. Ограниченное сознание искореняется. Пратьяхара и дхарана выводят искателя за пределы привязанности и отвращения. Дхьяна разрушает эго, или чувство "мое". Наконец, в глубоком осознании без сомнений покров неведения разрывается, и индивид освобождается.
В христианстве говорится, что ад вечен. Бертран Рассел написал в своей книге «Почему я не христианин», в которой он выдвигает множество спорных аргументов и пишет, почему он не христианин. И один из аргументов таков: «Я не могу поверить в то, что ад может быть вечным, потому что все грехи ограничены. Вы не можете совершить неограниченное количество грехов, поэтому из-за ограниченных грехов не может быть безграничное наказание, это несправедливо». Этот аргумент простой. Никто не может спорить с Бертраном Расселом, он говорит о простом факте. Он сам говорит: «Если бы меня наказали за все грехи, которые я совершил в своей жизни, то мне было бы достаточно и четырех лет тюрьмы». Причем в эти грехи он включил и те грехи, которые он не совершил, а только думал о них. Самое большее — восемь лет. Пусть еще чуть больше — десять, но безграничное время, вечный ад? Тогда Бог становится слишком мстительным, он не выглядит божественным, он выглядит ужасным, кажется, что это просто сам Дьявол.
А ее муж уже пοчти двенадцать лет как умер.
Таким образом, тот человек может бояться смерти, и он может не иметь близких любовных отношений ни с кем. Это взаимосвязанные вещи. Если вы страстно кого-нибудь любите, вы не испытываете страха перед смертью. Любовь переполняет вас настолько, что вы забываете о том, что может случиться в будущем. Любовь — это чудо, свершившееся в вашей жизни. И если теперь наступит смерть, она будет желанной для вас. Но если вы не любите, тогда смерть рождает страх в вашей душе, вы еще не успели полюбить, а смерть уже близка. Ибо смерть всегда завершение, и после нее нет ни времени, ни будущего.
Например, даже ваши вопросы и ваше отношение — защита. И вы не знаете, что они защищают. Я знаю среди вас одну очень скупую женщину, она здесь для того, чтобы стать просветленной. Но с тех пор, как она появилась, она все задает вопросы: «Почему у ашрама такая дорогая машина, почему я ношу дорогие часы?» Какое отношение она имеет к машине или часам? Почему только эти вопросы возникают в ее уме? - её собственная скаредность, она защищается. Я знаю: она — полная скряга, и пока ее скупость не изживет себя, эта женщина расти не сможет.
И вторым, что вы поймете, будет то, что вы свидетель: есть сон, но вы не его часть.