Но этот парадокс существует только из-за того, что интеллект все делит.
Повторяйте мантру некоторое время вслух, некоторое время шепотом и некоторое время мысленно. Ум требует разнообразия, его удручает любая монотонная практика. Мысленное повторение очень могущественно. Его называют манасика джапа. Повторение вслух называется вайкхари джапа. Повторение шепотом называется упамшу джапа. Даже механическое повторение джапы безо всякого чувства оказывает большое очищающее воздействие на сердце и ум. Ощущение этого придет позже, когда начнется процесс ментального очищения.
В Китае, почти пять тысяч лет тому назад, впервые научились изготавливать взрывчатые вещества, но там не стали делать снаряды. Они устраивали только фейерверки. Они наслаждались, они любили их, забавлялись ими, но это была всего лишь игрушка. Они никого ими не убивали. Они никогда не заходили так далеко.
Так продолжайте же накапливать эти промежутки, нули бытия, и мало-помалу то, что Патанджали сначала называет ниродха, становится самадхи. В самадхи рассеянность исчезает, уходит все дальше и дальше, и дальше... а затем исчезает; и в вашем существе возникает центрированность. Это первый проблеск того, кем вы являетесь — за пределами пракрити, за пределами этой игры созидания и несозидания, за пределами этой игры волн и отсутствия волн, цветов и отсутствия цветов, изменения, движения, мгновенности. Вы становитесь свидетелем.
Солнце, плюс запредельное, - у вас есть Патанджали, у вас есть Махавира, йога, язык Солнца, опыт запредельного. Солнце, плюс Луна, плюс запредельное — у вас есть тантра и Шива, опыт запредельного, но выражение идет через Солнце плюс Луну. И у вас есть Луна, плюс запредельное, - это Наропа, Чайтанья, Мира, Иисус — опыт запредельного, но выражение идет через Луну. И есть просто запредельное — Бодхидхарма, Лао-Цзы. Чжуан-цзы, дзен. Они не верят в выражение, поэтому им не нужны ни Солнце, ни Луна для того, чтобы выражать. Они говорят, что это не может быть выражено. Лао-Цзы говорит: "Дао, которое может быть высказано, перестает быть Дао. Истина, которая может быть высказана — уже ложь, истина не может быть выражена.
Например, даже ваши вопросы и ваше отношение — защита. И вы не знаете, что они защищают. Я знаю среди вас одну очень скупую женщину, она здесь для того, чтобы стать просветленной. Но с тех пор, как она появилась, она все задает вопросы: «Почему у ашрама такая дорогая машина, почему я ношу дорогие часы?» Какое отношение она имеет к машине или часам? Почему только эти вопросы возникают в ее уме? - её собственная скаредность, она защищается. Я знаю: она — полная скряга, и пока ее скупость не изживет себя, эта женщина расти не сможет.
Помните, что желания исходят из сознательного ума, а потребности исходят из бессознательного. Различие имеет очень, очень большое значение, очень значительное для понимания.