Теперь это мельчайшая частичка, ее больше невозможно разделить.
В освобожденном состоянии исчезает даже представление об Ишваре, отделенном от "Я", а вместе с ним и представление о Пракрити и ее таттвах. Ишвара был необходим практикующему для того, чтобы ощутить свою изначальную природу. Ишвару йоги можно уподобить растению нирмали, который заставляет грязь оседать в воде, а затем и сам выпадает в осадок на дно сосуда. Ишвара помогает практикующему искоренить все идеи двойственности и множественности, и сам остается свободным от всякого контакта с Пурушей, покуда практикующий наконец не воспримет свое изначальное "Я". Практически это означает, что Ишвара исчезает из восприятия Пуруши. Ишвара системы йоги не является органически связанным ни с Пурушей, ни с Пракрити.
Естественно для этого нужна дисциплина, не как контроль, а как осознанность. Дисциплина, которая контролирует, все убивает. Но когда вы бдительны, осознаете, дисциплина приходит легко, и приходи она из осознанности. Вам не приходится навязывать ее. Вам не приходится планировать. Нет, мгновение вашей осознанности решает, как вы ответите. И бдительный человек отвечает так, что остается счастливым, и не создает несчастья для других.
Метафизика, философия, все эти мысли о далеком просто запутывают вас. Это ведет вас в никуда, сбивает вас с толку. Это заставляет вас активнее думать, но больше знать от этого вы все равно не будете. Мышление не поможет; помочь может лишь медитация. А разница такая: в процессе мышления вы больше поглощены мыслями, а в процессе медитации вас больше занимает объем знания.
Джунаид, мельком взглянув на мужчину и не ответив ему, продолжал невозмутимо прогуливаться. Мужчина, который направлялся в ту же сторону, что и Джунаид, последовал за ним. Он подумал: "Этот старик, кажется, глух" — и во второй раз спросил уже более громко:
Если вы погрузитесь в глубокий летаргический сон, вы будете подобны материи. Человек в летаргическом сне — это почти материя, процессы в его теле заторможены; вы не обнаруживаете в нем признаков жизни. Тогда есть второе качество — ум. Если раджас, деятельность, слишком велик, то вы становитесь слишком зависимыми от ума. Тогда вы очень, очень активны — ум все время активен, одержим активностью, он — в непрерывных поисках новых занятий.
Сфера самадхи, которая связана с этими тонкими объектами, расширяется вплоть до бесформенного состояния тонких энергий.