Как из несуществующего может возникнуть существующее? И как существующее может погрузиться в несуществующее снова?» Они говорят: «Если с обеих сторон есть несуществующее, как посередине может быть существующее? Оно тоже должно быть несуществующим».
Это устойчивое немигающее сосредоточение взгляда на конкретной точке или объекте. В основном упражнение направлено на развитие энергии концентрации и ментальной фокусировки. Оно очень полезно для всех последователей хатха-йоги, бхакти-йоги, раджа-йоги и гьяна-йоги.
Патанджали говорит: «Самадхи, высшее состояние осознанности, подобно глубокому сну, с одним лишь отличием. Оно такое же спокойное и уравновешенное, как глубокий сон, такое же лишенное беспокойств, такое же интегрированное и полное блаженства, с одним лишь отличием: оно полностью бдительное. Происходит развитие. Обычно мы остаемся на третьей ступени. Глубоко внутри продолжает течь сон. На вершине его лежит слой сновидений, еще выше лежит слой мышления, но сон не прерывается. И вы можете наблюдать это. Это не теория. Вы можете наблюдать все это в жизни.
Понаблюдайте за любым сумасшедшим. Люди всегда боятся смотреть на сумасшедшего, потому что, смотря на сумасшедшего, вы, вместе с тем, понимаете свою собственную ненормальность. Это происходит тут же, поскольку вы видите: все различие в степенях, он оторвался от вас немного вперед, но вы следуете за ним, вы все так же стоите в той же очереди.
Видеть противоречия можно посредством интеллекта, но когда интеллект не вмешивается, ваше видение чистое. Когда мысли не текут в вашем сознании, вы находитесь в состоянии самьямы, совершенно пустоты, и вы никогда не будете видеть нигде противоречия. Все эти противоречия относительны, они не что иное, как ваш ум, который пользуется интеллектом, логикой, аристотелевской логикой. Вас научили делить вещи на полярные противоположности: на день и ночь, на жизнь и смерть, на добро и зло, на бога и дьявола, на мужчину и женщину. Но это лишь след, оставленный вилами на воде.
Если бы я был один, а вас здесь не было, я никогда бы не стал говорить о Патанджали, потому что это было бы совершенно бессмысленно. Если бы здесь были только вы, а меня не было, то я бы все время говорил про Патанджали, ведь тогда было бы невозможно говорить про Лао Цзы. Но оттого, что и вы и я находимся здесь, мы уравновешиваем друг друга; если вы будете слышать мои слова про Лао Цзы, я буду говорить про Патанджали. Вам нужно, чтобы я говорил про Лао Цзы, тогда я буду говорить про Патанджали; и из-за того, что вы хотите, чтобы я говорил про Патанджали, вам придется услышать мой рассказ о Лао Цзы.
У Патанджали есть послание: у меня ничего нет. Или вы можете сказать, что пустота это мое послание, и, будучи ничем, вы будете близки ко мне. И будучи ничем, вы достигнете меня. И, будучи ничем, вы сможете меня понять.