Она больше невозможна.
Никакой человек не может действительно жить счастливо, будучи корыстным. Эта Вселенная действует на основе сотрудничества. Одна вещь зависима и связана с другой. Индивидуальный опыт относится к частичному, и абсолютную ценность любого опыта можно узнать и реализовать только во вселенском Сознании, частями которого мы всё являемся. Блага, которыми наслаждается человек в своей жизни, являются продуктами совместного действия всех индивидуумов Вселенной, и тот, кто пытается присвоить себе вещи для своего удовлетворения, тот поистине вор. Кастовая система общества установлена для блага всех, для создания почвы совместного действия в соответствии с индивидуальными знаниями и способностями. Социальное благо не может быть изолированным от индивидуального блага. Человек неотделим от своего окружения. Индивидуум, семья, общество, нация и мир - это прогрессирующие поля для проявления и деятельности сознания, на которых оно становится все шире и шире, пока не объемлет всю Вселенную, и погружается в реальность своего Высшего "Я". Каждая из этих стадий должна стать полем для динамичной практики йоги на различных уровнях, и каждое действие должно стать созерцанием Божественной Сущности.
Искусственно создаваемый ум появляется только из эгоизма. Поэтому если вы хотите добраться до изначального ума, - на то направлено все усилие тантры, йоги, дзен, - вам придется отбросить искусственный ум, тот ум, который создан обществом, тот ум, который создается извне и навязывается вам. Постепенно отбросьте его. Чем больше вы будете видеть, тем больше вы сможете отбросить. Когда вы начинаете чувствовать привязанность к искусственному уму, когда вы начинаете говорить: «Я индус, я англичанин» и всякую подобную чепуху, просто поймайте себя за руку. Глубоко внутри ударьте себя по лицу и скажите: «Какая чепуха!» Постепенно перестаньте быть обусловленными обществом. Потом вы найдете свое истинное бытие, реальное бытие, не обусловленное ничем.
Раз вы способны получить единственный проблеск, то вы уже обращены. Это я называю обращением. А не то, когда индуист становится христианином, а христианин становится индуистом, это не обращение. Это ведет из одной тюрьмы в другую. Обращение — это когда вы передвигаетесь от мысли к не-мысли, от ума к не-уму. Обращение — это когда вы смотрите в ниродха паринаме, когда вы смотрите между двух мыслей, и внезапно обнаруживается ваша реальность — почти как молния. Затем снова наступает тьма, но вы уже не те, что прежде. Вы увидели нечто, забыть которое теперь не можете. Теперь вы станете искать снова и снова.
На следующий день, когда все собрались во дворе короля, этот старик спокойно появился, он сложил смиренно руки, и его голова была смазана белым пеплом. Он поклонился низко и произнес следующие слова: "О, Господь, без сомнения, ты — самый великий". Принц начал закручивать свои длинные усы и высоко поднял свою голову. Пандит продолжал: "Но ты более велик, король, потому что ты можешь изгнать нас из своего царства, а Бог не может, потому что царство Бога повсюду, и нет ни одного места, которое было бы за его пределами".
Во времена Патанджали медитация была принятым фактом. Все медитировали. Каждого ребенка надо было посылать к гурукулу, в лесной монастырь. Там проходило основное обучение медитации, все остальное было вторичным. В возрасте двадцати пяти лет человек вернется в общество, но он узнал медитативность. Он будет жить в миру, но жить медитативно. К пятидесяти годам он снова готов вернуться в лес. А начиная с семидесяти пяти лет человек будет заниматься только медитацией.
—Подожди. Сначала нужно решить одну проблему, затем мы поговорим" — и он попросил ученика принести карту мира. Богатый человек, политик, эгоист не мог понять, почему вдруг в этом возникла необходимость, он не мог понять, какой смысл в том, чтобы приносить карту мира. Но вскоре он понял в чем смысл. Сократ спросил: