Которое он называет дхарма мегха самадхи.
Если вы просите студента читать книги, пусть эти книги будут нравственными и духовными. Парадокс нынешней системы образования в том, что девяносто процентов знания, полученного в школе или колледже, он впоследствии забудет - оно бесполезно для него! Разве нельзя дать ему в школе что-то такое, что всегда будет для него практическим, разве нельзя привить нашим юношам и девушкам такое знание, которое бы жило в них, покуда живут они, и развилось бы в них по мере того, как их умы становятся более зрелыми? Каким может быть это знание? Это может быть знание только о том, что пребывает всегда, о вечном Атмане, о вечных законах нравственности, о вечных законах здоровья, о вечных законах справедливости (дхарме). Это знание поможет юношам и девушкам обратить взгляд внутрь себя и попытаться преобразовать себя. Они не будут ссориться с другими, пытаясь их изменить, но будут бороться со своими недостатками, чтобы добиться победы над собой!
Вы становитесь подвижными и легко передвигаетесь между внутренним и внешним пространством. Ум — это блок на пути к внутреннему пространству. Когда вы хотите войти в себя, снова и снова вы натыкаетесь на слой ума, на определенные мысли, на какое-то желание, на какие-то планы, на какие-то мечты, которые касаются будущего или прошлого. Помните, будущее — это ничто иное, как проекция вашего прошлого. Будущее — это ваша жажда прошлого, но в измененном виде. Вам хочется, чтобы оно было немного лучше. В прошлом у вас были счастье и несчастье, наслаждение и боль, шипы и цветы, а в будущем вы хотите только цветы. Вы исключаете шипы, исключаете боль, только наслаждение, наслаждение и еще раз наслаждение. Вы продолжаете сортировать ваше прошлое, и то, что вам кажется хорошим и прекрасным, вы проецируете в будущее.
Я могу лишь рассказать вам, как идти; я не могу показать вам путь. Прошу вас, постарайтесь увидеть отличие: я могу лишь рассказать вам, как идти, и как идти мужественно. Я не могу показать вам путь, потому что путь — для трусов. Те, кто не знают, как идти, парализованы, для них существует путь. Что касается тех, кто знает, как идти, то они идут в девственную природу, и просто шагая, пробивают себе путь.
Мен Си попытался понять всю его историю, он выслушал его и пришел к пониманию того, что происходило с этим человеком. Он слишком прикладывал множество сил, переусердствовал. И тогда он дал ему кусочек мела и сказал: "Взвешивай опиум, который ты принимаешь, при помощи этого мела. И когда ты принимаешь этот опиум, пиши этим мелом один, следующий раз пиши два, следующий раз пиши три, и так постоянно пиши на стене цифру, которая соответствует количеству раз приема опиума, начиная с настоящего мгновения, и приди ко мне через месяц".
Они встретились, и Тилопа сказал: «Наропа, теперь я скажу все, что собирался сказать. Я скажу все из-за тебя, Наропа. Ты пришел, теперь я могу сбросить с себя тяжесть».
Между двумя моментами ума всегда есть промежуток не-ума. Между двумя мыслями существует промежуток, интервал не-мысли. Между двумя облаками вы можете видеть голубое небо. Ваша природа это не-ум; здесь нет мыслей, ничего... огромная пустота, голубизна неба. Ум просто плавает на поверхности.