Когда они дикие, они никогда не бывают гомосексуальными, но в зоопарках, в которых они не свободны, у них нет достаточно пространства, когда рядом слишком большие толпы людей, они становятся гомосексуальными.
Самадхи бывает двух видов - джапа самадхи и чайтанья самадхи. Хатха-йог благодаря практике кечари-мудр может оставаться в ящике под землей в течение нескольких месяцев и лет. В такого рода самадхи нет никакого сверхъестественного знания. Это джапа-самадхи. В чайтанья-самадхи присутствует совершенное "осознавание". Йог встречается с новой для него сверхчувственной мудростью.
Карма йога и не чистая и не нечистая. Но карма всех других существ чистая, нечистая и перемешанная.
Йога значит: unio mystica. Это означает союз, мистический союз с самим собой. А если вы едины с самими собой, вы вдруг осознаете, что вы стали едиными со всем, с Богом, потому что если вы двигаетесь в свое существо, снова наступает пустота, тишина, невероятная бесконечная тишина... а Бог — это тоже тишина. Две тишины не могут быть двумя — они совпадают и становятся одним.
Христианство всегда учило — не Христос, а христианство — учило бороться с самим собой, обвиняя самого себя, отрицая самого себя. Христианство ввело разделение между низшим и высшим. Оно говорит о существовании низшего Я и высшего Я, или души и тела. Таким образом, христианство, введя это разделение, создало конфликт. И кажется, что этот конфликт, эта борьба бесконечны, порой, кажется, что они никуда не приведут. Конечным результатом станут только саморазрушение, шизофренический хаос. Именно это происходит на Западе.
А после наполненности Патанджали ставит «аскетизм», тапа. Это по-настоящему то, что надо понять, очень тонкое и трудно уловимое. Вы можете быть аскетичными прежде наполненности, тогда ваш аскетизм будет проходить через желание. Тогда и в своем аскетизме вы будете желать мокшу (освобождение) — небеса, Бога. Тогда и ваш аскетизм будет средством. Вот почему Патанджали сначала ставит наполненность, а уже потом аскетизм. Когда вы наполнены, аскетизм — не средство, он — всего лишь простой, прекрасный образ жизни. В этом случае вопрос не в том, обладать ли несколькими вещами или побольше, это не проблема. Тогда вовсе нет вопроса: обладать или не обладать. Тогда это простой образ жизни, а не запутанный путь.
В самадхи без семени, в нирвичара самадхи, когда существует только сознание в своей предельной чистоте, впервые, вы понимаете всю суть вещей: что вы никогда не были делателем. Вы никогда ничего не желали. Не нужно желать, потому что все внутри вас. Вы — высшее. Было бы глупо с вашей стороны желать, но так как вы желали, вы стали нищими.