Гораздо глубже, прямо под ним, лежит другое время.
Чувство обладания - величайший иллюзорный фактор в жизни человека. Здесь воистину никому ничего не принадлежит. Вещи есть то, чем они являются в отношении ко Вселенскому Существу, а не то, чем они кажутся в отношении конкретных индивидуумов. Господь распоряжается всеми вещами справедливо, независимо от того, чего хочет от Него невежественный человек. Корысти нет места в схеме Вселенной, и где бы ни ощущалось ее призрачное присутствие, там всходят ростки мучительных зол желания, страха, гнева и последующих страданий. Отвержение низшего "я" ради Высшего "Я", непривязанность в условиях Богосознания, деятельность в непосредственной связи с Абсолютом - вот суть Гиты. Все вещи принадлежат Богу; Он нить, связующая отдельные формы во вселенной. И также все вещи принадлежат тому, кто распознал превосходство Бога. Те, кто заняты удовлетворением чувств, отрицают Его превосходство и признают раздробленность существующего. Из-за того, что их сознание удалено от сознания Бога, они опускаются до низших рождений. Кто исполняет свой долг (свадхарма) в послушании высшему закону, поднимается до статуса истинного йога, а также помогает достичь этого состояния другим (лока-санграха).
И многие люди стали извращенцами, потому что они пытались подавить свою сексуальную энергию для того, чтобы стать урудварита, для того, чтобы направиться вверх. Но она никогда не шла вверх. Они стали еще более извращенными, чем обычные люди.
Дзен — это трансцендентальный подход. Отношение Патанджали очень логично. Если вы будете шаг за шагом двигаться вместе с Патанджали по высочайшим пикам, вы достигнете суперрационального. На самом деле, также как обычные религиозные люди боятся науки, разума и логики, так и люди, цепляющиеся за научный подход, боятся дзен. Вы можете прочесть книги Артура Кёстлера, человека очень логичного ума, но кажется, что он — в таком же незавидном положении, как и обычные религиозные люди. Теперь для него религией стала логика: он боится дзен. Все, что он пишет о дзен, содержит страх, трепет, опасение, ведь дзен разрушает все категории.
Я слышал. Один антрополог на Яве столкнулся с небольшим племенем, которое следовало немного странным погребальным обрядам. Когда человек умирал, они закапывали его на шестьдесят дней. А потом выкапывали его, потом они клали труп в темную комнату в холодном склепе, и двадцать самых красивых и эротичных служанок племени танцевали полностью обнаженными вокруг трупа три часа. "Почему вы делаете это?" — спросил антрополог у главы племени, и тот ответил: "Если он теперь не встанет, то мы уверены, что он уже мертвый".
Это записка от Мадхури.
Это случилось с Ван Гогом: никто не любил его, потому что у него было маленькое уродливое тело. Тогда проститутка, просто для того чтобы ободрить его, не найдя ничего другого, чтобы оценить его тело, похвалила ухо: "У тебя самые красивые уши". Любящие никогда не говорят об ушах, потому что есть много другого, что достойно похвалы. Но здесь ничего не было — тело было очень, очень уродливым, и поэтому проститутка сказала: "У тебя очень красивые уши". Он пришел домой. Никто никогда ничего не оценил в его теле, никто никогда не принимал его тела; это было впервые, и он был охвачен таким трепетом, что отрезал свое собственное ухо и вернулся к проститутке, чтобы подарить его. Теперь ухо было совершенно уродливым.