Патанджали говорит, что это состояние блаженства, потому что исчезает все несчастье, любая возможность несчастья.
Если через непосредственное интуитивное восприятие человек познает: "я - Брахман, наделенный вечностью, сознанием и блаженством", это будет истинное осознание, самореализация. С того момента, когда человек осознает свою Атму, он становится освобожденным.
Так проходили часы, и в полдень человек снова встал на указанном месте, но тени вообще не было. И он очень обеспокоился, он начал рыдать и плакать: все его усилия были напрасны. «Где же указанное место?» Мимо проходил суфийский мастер, который начал смеяться над ним и сказал: «Вот теперь тень в точности показывает на сокровище. Оно внутри тебя».
Но вы никогда не спрашиваете: «Почему я цепляюсь за эго?» Вы спрашиваете: «Как сдаться?» Вы задаете не тот вопрос.
Я не интерпретирую. Все, что я говорю — это мой собственный опыт. Я не говорю ничего, чего не испытал сам, потому что мой опыт и его опыт совпадает. Вот почему я говорю о Патанджали. Но я не пытаюсь доказать то, что Патанджали — это авторитет. Как я могу это доказать? Я не пытаюсь доказать, что Патанджали прав. Как я могу это доказать? Я могу только сказать что-то от себя. Почему я тогда говорю? Я говорю следующее: что я испытал то же самое, и Патанджали дал прекрасный язык, прекрасные выражения. Очень сложно улучшить Патанджали в отношении его научных объяснений, научных выражений, помните об этом.
И всегда - только так. Нет здесь исключений. Это очень научно, совершенно научно, таков закон: вы ответственны. Пусть это проникнет в глубину вашего ума, то, что только вы несете ответственность. Когда вы чувствуете себя несчастными, страдаете, грустите, заучите наизусть, что именно вы создаете это. И если вы хотите это создавать, замечательно, получайте от этого удовольствие. Тогда не просите счастье. В таком случае просто расслабьтесь в чувство: будьте печальными, будьте несчастными, станьте темной ночью. Я не говорю, что вы должны стать днем, не нужно. Если вам нравится быть темной ночью, - будьте ею, но тогда не просите день. Тут возникает проблема: вы цепляетесь за ночь, а просите день. Вы приходите ко мне, и я это понимаю. Вы просите тишину, а я понимаю, что вы цепляетесь за шум, мысли, мышление. Вы просите покой, а цепляетесь за то, что не позволит вам быть спокойными. Итак, выметите этот мусор из себя.
Такого не может быть, я знаю это; но в нирвичаре это случается. В цветке существует бездна. Из-за вашей интенсивности, вы смотрите в цветок, и здесь существует глубина, и вы можете упасть в цветок и исчезнуть навсегда. Вы смотрите на прекрасное лицо вместе с нирвичарой, в этой красоте существует бездна, и вы можете потеряться навеки; вы можете упасть в ее. Все становится дверью, все! Вместе с вашей интенсивностью взгляда для вас открываются все двери.