Вот что Патанджали называет кайвальей: абсолютное уединение.
Почему этот человек разносит вам воду? Потому что он любит Бога во всех вас. Служение - это выражение любви. Вот подлинная бхакти, которая расцветает бескорыстным служением человечеству с нарайяна-бхавой. Йоги - это не изолированные емкости. Если вы хотите достичь быстрого духовного прогресса, вам необходимо сочетание всех форм йоги. Помните, что бхакти-йога является осуществлением карма-йоги, йоги действия. Раджа-йога - это осуществление бхакти-йоги. А гьяна-йога, или ведантическое осознание Единства - это осуществление всех остальных. Вы не можете отделить бхакти-йогу от карма - или раджа-йоги.
Ваш ум постоянно проецирует что-то. Реальность действует как экран, а вы продолжаете действовать как проектор. Человек, который научился тому, как быть осознанным, научиться тому, как отбросить свои проекции и смотреть фактам в лицо. Не вмешивайте свой ум в это, иначе вы никогда не сможете научиться видеть реальность. Вы останетесь закрытыми в своих объяснениях.
Но если вы испытываете что-то новое, вы становитесь доступными для чего-то нового в ту же секунду, мгновенно. Не бойтесь. Двигайтесь, в начале маленькими шажками, маленькими решениями; если оставаться всегда осознающими, - что что-то в любой момент может случиться, - то возможно и не туда зайти. Но что неправильного в том, чтобы ошибиться? Возвращайтесь. Вы придете более мудрыми.
Если вы сможете осуществить это, наступает второй шаг: вы можете погрузиться в подсознание. И тогда, когда кто-то вас оскорбляет, вы не осознаете это в том случае, если вы гневаетесь. Но если вы осознаете, то вдруг замечаете, как где-то в глубине вашего подсознания, в глубине вашего бытия немедленно возникает гнев, когда вас оскорбили. Это маленькая волна, очень тонкая. Если вы не очень чувствительны и не слишком осознанны, вы не заметите этого. Когда эта волна попадет в ваше сознание, только тогда вы заметите ее. И постепенно вы начнете осознавать все эти тонкие волны, тонкие тени ваших эмоций, и это будет прорабда, подсознанием.
Вовсе нет. Для того чтобы достигнуть просветления, необходимо, чтобы вы потеряли всякую надежду и желание просветления. Иначе желание просветления само по себе становится кошмаром. И чем сильнее вы желаете его, тем дальше вы от него удаляетесь — чем больше желание, тем больше будет расстояние. Отбросьте всякое желание просветления, всякую надежду на него. Если вы по-настоящему перестаете желать просветление, оно может произойти в любой миг. Дайте ему место, пусть вас не заполняет желание просветления.
Теперь попытайтесь проникнуть в сутры Патанджали.