Именно поэтому люди продолжают оставаться несчастными и несчастливыми.
Яджнавалкья был великим мудрецом. Он хотел отречься от семьи и разделить имущество между своими женами - Катьяяни и Майтрейей. Катьяяни была домохозяйкой (грихастха-дхармини), а Майтрейи - знатоком Вед (брахма-вадини). Майтрейи спросила: "Мой господин, даже если отдать мне богатства трех миров, разве достигну я бессмертия?" Яджнавалкья ответил: "Нет, моя дорогая, ты только будешь жить жизнью богатой женщины; богатство не даст бессмертия". Тогда она сказала: "Я не хочу этого богатства; открой мне высшее знание (брахма-видъя), которое сделает меня бессмертной". Яджнавалкья был очень доволен. Он сказал ей: "Этот Атман необходимо видеть, слышать, думать о нем и медитировать на него". Затем, описывая природу Высшего "Я", он сказал: "Там, где есть двойственность, один видит другого, слышит его, думает о нем. Но когда есть только Единое "Я", кто кого слышит, видит, чувствует?" Эта прекрасная история приводится в Брихадараньяке Упанишад.
Случилось так, что маленький цветной мальчишка случайно опрокинул на себя баночку с белыми красками. Когда он пришел домой, его отец вздул его как следует, и отправил его в постель. Тот шел к кровати и хныкал: «Я еще всего лишь двадцать минут белый, а уже так возненавидел негров, всей душой!»
Разгοваривали две женщины. Я просто пοдслушал их разгοвοр; простите мне этот проступοк.
А он сидел под деревом с цветком в руке и продолжал смотреть на цветок, как будто бы он даже не осознавал, что там присутствовали десять тысяч учеников, которые собрались там для того, чтобы слушать. Они пришли из очень далеких деревень. Они собрались со всей страны. Потом кто-то сказал, кто-то набрался мужества и спросил: «Почему ты не говоришь? Мы ждем». Будда ответил: «Я говорю, все полчаса я продолжал говорить».
Когда смерть поглощается жизнью, рождается ям, жизнь дисциплины. Тогда вы живете, но всегда помните о смерти. Вы двигаетесь, но всегда знаете, что движетесь к смерти. Вы наслаждаетесь, но всегда знаете, что так будет не вечно. Смерть становится вашей тенью, частью вашего бытия, частью вашего будущего. Вы поглотили смерть... вот теперь самодисциплина будет возможна. Сейчас вы подумаете: «Как жить?», потому что теперь жизнь — не цель, смерть — также часть жизни. «Как жить?» — вы можете прекрасно, и жить и умереть. «Как жить?» — не только жизнь становится крещендо блаженства, но и смерть становится высшим явлением, поскольку смерть — кульминационный пункт жизни.
В одной из своих молитв Мейстер Экхарт сказал... и это один из самых редких людей, которых породило христианство. На самом деле, он казался чужим для христианского мира. Он должен был родиться в Японии как Дзен Мастер, его откровение настолько ясно, настолько глубоко, что выходит за пределы всякой догмы.