Вся лестница опирается на нижние ступени.
Это устойчивое немигающее сосредоточение взгляда на конкретной точке или объекте. В основном упражнение направлено на развитие энергии концентрации и ментальной фокусировки. Оно очень полезно для всех последователей хатха-йоги, бхакти-йоги, раджа-йоги и гьяна-йоги.
Никто не знает, как Бог будет действовать в это мгновение. Он не будет в это вмешиваться, вот и все. Потому что нет никого, кто бы мог вмешиваться. Вмешивается обычно ум, но он больше не есть ум. Он не попытается сделать что-то, что окажется хорошим. И он не попытается сделать что-то, что окажется плохим. И он не будет пытаться избежать чего-то, что ему кажется плохим. Он не будет пытаться ничего делать. Он будет просто в руках божественного, и все будет происходить просто так, как происходит. Он не будет объяснять позже хорошо ли то, что случилось, или нет. Нет. Просветленный никогда не сморит назад, никогда не оценивает, никогда не смотрит вперед. Он никогда не планирует. Все, что происходит, происходит в настоящее мгновение. И он позволяет этому мгновению решать. В это мгновение все происходит. Целое существование принимает в этом участие. Поэтому никто не знает.
С вами происходит то же самое: сначала, если вы будете пытаться впитать пустоту, ничто, не-эго, бессмертное разрушит все. Оно будет оставаться подобным разрушительному пламени. Когда разрушено все, и вы абсолютно пусты, скачок пламени, и пустота ушла, и неожиданно вы оказываетесь снова дома, наполненными, переполненными. Вот когда человек становится богом.
Я слышал, что одна актриса в Голливуде вышла замуж в одиннадцатый раз. Она пришла домой и представила нового папу детям. Дети принесли тетрадку и сказали папе: "Пожалуйста, распишись здесь, потому что сегодня ты здесь, а завтра тебя может не быть. Мы собираем подписи, автографы наших пап".
Опираясь на эти три пункта, вы достигаете того, что Патанджали называет правдивостью. Тогда все, что вы говорите, будет истинным. Как правило, вы полагаете, что должны быть бдительными и говорить правду. Я этого не говорю. Я говорю так: будьте подлинными, и тогда все, что вы говорите, будет истинным. Подлинный человек не умеет лгать, все, что он говорит, будет правдой.
Вместе с объектом, говорит Патанджали, появляется множество возможностей: вы можете вступить во взаимоотношения с объектом как с разумным существом; вы можете думать об объекте логически — тогда Патанджали дает этому имя савитарка самадхи. Оно случается много раз: когда ученый наблюдает за объектом, он погружается в абсолютное молчание; по небу не движется ни одной мысли, всем своим существом он настолько поглощен объектом. Или, иногда, ребенок, играющий с игрушкой, настолько поглощен, что ум полностью, практически полностью, останавливается. Существует очень глубокая безмятежность. Объект забирает все ваше внимание; позади ничего не остается. Нет возможности ни для какого беспокойства, ни для какого напряжения, не нет возможности для появления никакого беспокойства, потому что вы полностью поглощены объектом, вы ушли в объект.