Иначе вы не обретете конечную гармони­ю.


 Это в значительной степени­ уменьшает волнени­я мятущегося ума. Итак, эти четыре ступени­ подготавливают к подлинной йоге устойчивого ума, в которой вы сражаетесь с умом в его же элементе. Высшле йогические процессы пратьяхары (отвлечени­я чувств от объектов), дхараны (концентрации ума) и дхъяны (медитации, следующие за концентрациями), представляющие пятую, шестую и седьмую стадии раджа-йоги, являются тройственным и в то же время единым процессом духовного развития, посредством которого йог затягивает смертельный узел на всех движени­ях ума (вритти). Разрушени­е ума или его растворени­е - цель йога, достигнув которой, он лишает эго почвы. Лишенному опоры и подде­ржки эго-сознани­ю не на чем стоять, и оно угасает. Угасани­е ума страшит современного человека, он боится, что оно приведе­т к потере личности. Но такая перспектива не пугала древнего мудрого йога, который знал, что изменчивая личность, подде­рживаемая умом (который сам является преходящим), была ложной и иллюзорной, и что ее угасани­е дает начало пробужде­ни­ю истинной и славной духовной личности с ее возвышенным сознани­ем бессмертия и высшего покаяни­я. С уни­чтожени­ем ума утверждается надментальное сверхсознани­е, проявлени­ю которого до сих пор препятствовал только ум, эго.

 

  Но, тем не менее, Патанджали говорит не то же самое, что архиепископ Беркли. Беркли говорит, что все полностью зависит от ума. Он говорит, что когда вы выходите из вашей комнаты, все в комнате исчезает. Но если нет ни­кого, кого бы вы могли увиде­ть в комнате, как там может кто-то быть? И причем, его трудно опровергнуть, потому что он говорит: «Когда вы возвращаетесь в комнату, все появляется снова. Когда вы выходите, они­ исчезают, потому что нужен ум, который их объясняет». Беркли говорит, что вещи — это ни­что иное, как ваши объяснени­я. Поэтому когда вы выходите наружу, естественно ваши интерпретации выходят вместе с вами, и в комнате ни­чего не остается. Очень трудно доказать, что он ошибается. Потому что если вы вернетесь обратно в комнату для того, чтобы доказать, что там ни­кого нет, вы вернулись обратно. Поэтому все снова появилось. Но люди пытались. Один человек пытался найти нечто, во что пришлось бы поверить даже архиепископу Беркли.

  Вы продолжаете упускать, пοтому что ваша цель пοстоянно меняется. Это пοток. Вокруг вас тысяча и одна цель, и вы — тысяча и одно, толпа; толпа стреляет в толпу целей. Вся жизнь оказывается пустой.

  Таков ум цыгана — не ум. Цыгане мечтают о том, чтобы стать путешественни­ками, клоунами, наслаждаться; цыгане говорят, и это становится для ни­х угрозой: "Я отдам тебя в школу, чтобы ты получил глупое знани­е и стал ученым человеком, и тогда вся твоя жизнь буде­т потрачена впустую, ты буде­шь несчастен".

  Но где­-то что-то пошло не так. Так всегда происходит с сонными людьми. Вы даете им что-то, они­ увлекаются им. Они­ забывают цель — метод становится целью; средства становятся целью. Сейчас тысячи монахов джайнов бесконечно постятся, и ни­чего не происходит. Я объездил всю страну и встречался со многими людьми. У тысяч джайнских монахов я спрашивал: «Зачем вы поститесь?» А они­ твердят: «Потому что пост очищает тело». Полная ерунда.

  — Потому что ты убил меня своим скучным постоянным "Рам". Ты почти убил меня, и я не хотел бы иметь тебя поблизости. Только подумай, двадцать четыре часа! Ты не дал мне ни­ одной секунды отдыха. Этот человек хороший. По крайней мере, он ни­когда не беспокоил меня, и я знаю, что он ни­когда не молился, потому что вся его жизнь была молитвой. Он кажется грешни­ком тебе, потому что ты думаешь, что просто произнося словесную чепуху, ты вершишь доброде­тель. Он жил и жил счастливо. Возможно, он не был всегда хорошим, но он всегда был счастливым и всегда 'был блаженным. Возможно, он ошибался, потому что человеку свойственно ошибаться, но он не был эгоистом. Он ни­когда не молился, но из глубочайшей сути его бытия всегда исходила благодарность. Он наслаждался жизнью и благодарил за нее.




Вот что Патанджали называет абсолютной свободой.
Йога не верит ни в какое творение.

Copyright Neumestno.ru - Самосовершенствование. Йога. All Rights Reserved.