Но вдруг пойдет дождь
Отсюда станет ясно, что все попытки создания единой мировой религии обречены на провал, ибо религия - это ни что иное, как выражение внутреннего духовного процесса. Это также невозможно, как существование расы людей, которые в точности бы походили один на другого и также одинаково мыслили.
Даже если вы живы и врач сказал, что вы мертвы, вы должны начать вести себя как мертвец, пοтому что, естественно, эксперт знает лучше, чем вы.
Второе отношение, логическое отношение — это точка зрения Патанджали. Он не просит во что-то верить. Он говорит, чтобы мы экспериментировали. Он говорит, что все, сказанное гипотетически, вам надо доказать через свой опыт, и другого доказательства нет. Не верьте в другие доказательства и не оставайтесь с заимствованным знанием.
Необходимо какое-то время для того, чтобы вернуться снова на поверхность, потому что центр совершенно безразличен ко всему. Вы были в совершенно неизвестном месте, и когда вы возвращаетесь обратно, вам трудно снова привыкнуть к тому, что вас окружает, к поверхности. Представьте себе, что человек побывал на Луне, и когда он возвращается обратно, три недели он должен отдыхать в специальном месте для того, чтобы привыкнуть снова к Земле. Если людей, которые только что вернулись с Луны, сразу отправить домой, они сойдут с ума, они станут сумасшедшими, потому что Луна так сильно отличается от Земли. Там очень слаба сила притяжения, она в восемь раз меньше, чем на Земле. Вы можете подпрыгнуть на шестьдесят футов, на семьдесят очень легко. Вы можете перепрыгнуть с одного дома на другой — сила тяжести там практически равна нулю, и Луна очень пустая, это безжизненная пустыня, тишина на ней необыкновенная, и эту тишину не нарушало ничто на протяжении миллионов лет. Она просто висит. Поэтому, когда вы возвращаетесь с Луны, в вас создается впечатление, что вы вернулись обратно после смерти, вы снова вернулись на Землю.
Тогда делайте неделание. Оно — делание, вот почему я говорю «делайте». Едва различимое. Явное — это первое, оно — часть того, что вы делаете. Второе — едва различимое; скоро вы осознаете, что и так вы делаете: вы пытаетесь не делать, но уже сама попытка говорит о наличии усилия. Отсутствие у вас усилия — это также усилие. Но вы можете понять мои слова прямо сейчас. Это не суть — вы должны прочувствовать мои слова, пройти через них и осознать их. Нужна зрелость, прошедшая через переживание, тогда однажды и явное и едва различимое исчезают. Неожиданно вы оказываетесь в ситуации, когда нечего делать и нечего не делать.
Первое, что вы должны запомнить относительно ума, что он в точности похож на айсберг — самая верхняя часть находится на поверхности. Вы можете видеть ее, но это только одна десятая целого. Девять десятых скрыты под водой. Обычно вы не можете увидеть их до тех пор пока не опуститесь на глубину. Но это только два измерения. Есть и третье измерение. Просто когда часть айсберга испарилась и стала маленьким облачком, парящим в небе, очень трудно достичь подсознания. Практически невозможно достичь этого облака. Конечно, это часть того же самого айсберга, но испарившаяся.