Он создает идею.
Буддхи-йога - это осуществление всех желаний, поэтому йог не имеет желаний. Это наиболее важная особенность буддхи-йоги, и потому Господь особо подчеркивал этот факт и в начале и в заключение описания стхитапрагъи (совершенного йога).
Вы летите в самолете над Гангом, и вы видите, как течет Ганг. Если у вас спросят: «Ганг — это процесс? Ганг течет, или Ганг есть?», что вы ответите? Вы скажете: «И то, и другое». Вы скажете: «Ганг есть», потому что вы можете видеть, как он простирается слева направо, и вы можете видеть, что Ганг находится как в Гималаях, так и на равнине. Вы можете увидеть, как Ганг впадает в океан. И одновременно прошлое, настоящее и будущее исчезают. Весь Ганг становится доступным вам при соответствующем отношении. И, тем не менее, вы знаете, что он течет. Ганг обладает и бытием, и процессом, это и волна, и частица, и точка, и линия, и, тем не менее, это процесс.
Обычные религии: христианство, индуизм, мусульманство находятся ниже разума. Необычные христиане — Экхарт, Бёме, — суфии, Кабир находятся за пределами разума.
Духовный человек — не тот, кто живет своей собственной жизнью, но в Индии или в других странах также думают, что духовный человек — это тот, кто живет дисциплинированной жизнью. Но не таково определение духовного человека, и не будьте жертвами этого определения, потому что если вы начнете жить жизнью согласно этому определению, вы постоянно будете бороться с Целым. Плавайте в реке, не пытайтесь подталкивать ее. Теките вместе с ней, идите вместе с ней, плывите к океану. Она уже плывет, вам не нужно беспокоиться. Отбросьте все свое беспокойство, не пытайтесь плыть против течения, иначе вы будете исчерпаны. Но это то, что происходит в мире. Так думают о религиозном человеке, о духовном человеке. К ним относят тех, кто борется с Богом.
И это трудно понять: если вы без наполненности пытаетесь быть аскетичными, ваш аскетизм будет сложным.
Созерцание подобно зеркалу, отражающему что-то; медитация это просто отражение, не отражение ничего — только чистая способность к отражению, но, в действительности, ничего не отражается.