Это просто непонимание.
При таком положении вещей необходимы методы уничтожения этого коварного врага самореализации. Но сам по себе принцип-эго совершенно абстрактен и находится вне досягаемости. Этот фактор слишком неуловим, до него нелегко добраться, и потому индусский ум был вынужден осмыслять, наблюдать, пробовать выявлять и определять все его разветвления, видоизменения, проявления и результаты. Индусы находили его буйно растущим во всей человеческой личности. Они обнаруживали, что эго проглядывает в бесчисленных личинах через мысли, чувства, поведение, речь и действия человека. Фактически, человек был неким монументом эгоизма. Он был пронизан эгоистическим чувством от макушки головы и до кончиков пальцев. Искоренение эго казалось трудной задачей. Это открытие побудило индусский гений к дальнейшей работе. Различные аспекты человека - интеллектуальный, ментальный, эмоциональный, физический - отслеживались один за другим, и деятельность эго на каждом из этих планов изучалась, классифицировалась и фиксировалась.
Сначала попытайтесь справиться с нейтральными привычками, потом с хорошими, а потом постепенно обратите внимание на плохие привычки. Но, в конце концов, помните о том, что любая привычка должна стать осознанной. Когда вы начнете осознавать саму структуру вашей привычки, когда вы поймете структуру привычки, и как она заключена в вашем уме, вы отбросите ее. Внезапно вы окажетесь в не уме. Когда вся ваша жизнь станет осознанной, когда вы не будете больше жить бессознательно, когда вы не будете сотрудничать с привычками, в любой день, вы можете почувствовать пресыщение. Когда температура достигнет ста градусов, внезапно произойдет перемещение, вы окажетесь в пустоте. И это будет изначальный ум, который и не чистый, и не нечистый.
«Защитит ли меня существование?» Страх снова просит гарантий, обещаний. Кто даст вам гарантии? Кто может быть гарантией для вашей жизни? Вы просите какой-то страховки. Нет, не существует такой возможности. В существовании ничто не страхуется — нечем. И это хорошо. В противном случае, если существование также страхуется, вы будете уже совершенно мертвы. Тогда будет утрачен весь трепет этого, трепет молодого листа на сильном ветру.
В этом нет логики, требующей вашего понимания. Вы можете постичь это разумом своим, но в этом нет необходимости. Воспользуйтесь своим опытом. Взгляните на обычные ситуации, которые происходят каждый день. Каждую минуту совершается какая-нибудь ошибка. Обнаружив ее, вы поймете, можно ли трансформировать всю ситуацию, чтобы затем возвыситься над ней.
Вот что переживает каждый человек: иногда вы чувствуете себя ленивыми, иногда вы чувствуете себя до верху полными энергии; иногда вы чувствуете, что вам так хорошо и легко, а иногда вы чувствуете себя такими злыми и плохими; иногда вы — тьма, а иногда вы — рассвет. Вы чувствуете все эти гуны. Многие их мгновения приходят постоянно, вы двигаетесь в колесе, но они не пропорциональны друг другу. Человек в летаргическом сне спит лишь на девяносто процентов. Он также активен — он должен быть активным, потому что просто для того, чтобы поддерживать жизнь летаргии, ему придется совершать слабые действия. В этом заключается вся его деятельность — просто поддерживать свою инертность. И он также должен хорошо относиться к людям; в противном случае, люди будут относиться к нему крайне скверно. Людей не устроит его инертность.
Чем глубже вы идете, тем сильнее вы будете чувствовать это даже за пределами сердца. Это ни мысли ни чувства. Это глубже и полнее, более экзистенциально, чем и то и другое. Если вы начали работать над достижением не-ума, только тогда, постепенно, в вас воцарится покой. Постепенно опустится тишина, и вы услышите музыку — музыку неизвестного, музыку невыраженного. Тогда все снова будет в порядке. Это переходное состояние ума, так и должно быть, потому что вы отбросили прошлое, где был порядок, где вы были укоренены, и движетесь в новое будущее, где снова будет порядок, где выбудете укоренены.