Мать спросила: «Что ты имеешь в виду?» Он сказал: «Бог, должно быть, очень сильно скучал, увидев эти вытянутые лица, и, мама, неужели одни и те же люди приходят туда каждое воскресенье?»
Наиболее плотное внешнее проявление ментального импульса - это физическое действие. Повторяясь, действие кристаллизуется в привычку. С течением времени привычки, благодаря потворству, приживаются как определенные черты личности человека. Йога систематично и последовательно ведет к подчинению ума, регулируя и контролируя сначала грубые, а затем тонкие его проявления. Яма побеждает все пороки и прививает добродетель. Она искореняет дурные черты и прививает божественные качества. Нияма Регулирует привычки и дает практикующему власть над своим поведением. Вместо того, чтобы оставаться рабом привычек, стремящийся контролирует свое поведение и сознательно развивает определенные привычки. Следующая врожденная склонность к деятельности контролируется асанами.
Это нужно понять. Слово жизнь не имеет значение в том случае, если вы продолжаете все отрезать. Все можно осудить. Каждый может осудить чревоугодие: «Какая чепуха! Просто пережевывать еду и проглатывать ее? Разве это может быть жизнью? Потом дыхание: вы просто вдыхаете воздух, потом выдыхаете его, вдыхаете, потом снова выдыхаете. Это скучно, разве не так? И для чего это нужно? Потом вы встаете рано утром, и идете спать вечером, идете на работу и в магазин, вас поджидают тысячи несчастий. В этой жизни? Заниматься любовью с женщиной? Два грязных тела? Вы целуете женщину. Но это ничто иное, как обмен слюнями и миллионами микробов. Подумайте о микробах. Это даже не гигиенично, определенно это не религиозно.
Второй путь, созерцание, — путь художника. Первый путь, концентрация, — путь ученого. Ученый занимается внешним миром, а не собой. Художник занимается собой, а не внешним миром. Когда ученый что-то приносит, он приносит это из объективного мира; когда художник что-то приносит, он приносит это из себя. Поэма: он копает глубоко в себе. Картина: он копает глубоко в себе. Не спрашивайте художника о сущности объективного. Он — субъективист.
Если вы любите меня из-за того, что то, что я говорю, кажется близким вам, эта любовь не будет длиться слишком долго. Или даже если она будет длиться долго, вы не почувствуете, благодаря этой любви, ту любовь, которая свойственна Богу, потому что в вашем уме будут оставаться аргументы и убеждения. В этом смысле я опасный человек, потому что сегодня я говорю одно, и вы чувствуете убеждение, а завтра я скажу совершенно противоположное — и тогда что вы будете делать? Вы будете запутаны. Вы можете оставаться со мной, только если вы не пытаетесь убедить себя в уме. Тогда я никогда не смогу запутать вас, потому что вы никогда не будете цепляться за то, что я говорю. Я буду продолжать говорить тысячи вещей по-разному, но все это лишь средства для того, чтобы разрушить ваш ум.
Вы должны стать просветленными. Просветление — не воображение; это — не мышление. Это — бытие.
Один Дзен Мастер пошел к своему ученику. Его ученик был действительно подлинным искателем, он постоянно медитировал и достиг последней точки, где медитация должка была быть отброшена. Все методы должны быть отброшены. Это просто игрушки, потому что вы не можете жить без игрушек. Они дают вам надежду, что в один прекрасный день вы поймете, что это просто игрушки. Вы сами выбросите их, и будете сидеть в молчании.