Это большая тонкость.
Существует 108 Упанишад, но десять из них наиболее важны и являются основными - Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Айтрейя, Тайтирья, Чхандогья и Брихадараньяка. Иногда к этому списку добавляют еще две или три - Каушитаки, Шветашватара и Майтраяни - и основных Упанишад насчитывают в этом случае двенадцать ил" тринадцать.
Однажды вы сможете сфотографировать семя, и в фотографии вы увидите семя, росток, бутон, цветок, дерево, семена, которые падают с дерева, и гибель дерева.
Патанджали говорит, что если ниродха завершена, то она становится самадхи. Если человек достиг самадхи, он становится центрированным, сознание становится мечом, - заостренной, острой вещью: знанием прошлого и будущего. Ведь тогда время для вас исчезает, и вы становитесь частью вечности. В этом случае для вас прошлое — это не прошлое, а будущее — это не будущее. Тогда вам доступны одновременно все три вида преображения.
Кохен нервно кивнул головой и сказал: "Да, немного". Леви стукнул его по спине и сказал: "Он такой скромный, такой скромный. У него двадцать семь магазинов, и скоро будет еще больше". Родители сказали: "Я понимаю так, что у вас есть, где жить". Кохен улыбнулся: "Да, скромный дом из нескольких комнат". Молодой Леви начал смеяться: "Какой же он скромняга! Какой же он скромняга! Да у него пентхауз на Парк-Лейн". Родители продолжали: "У вас есть машина?" "Да, — сказал Кохен, — такая хорошенькая". "Совсем хорошенькая, — вмешался Леви. — У него три Роллс Ройса, причем он их использует только для города". Кохен чихнул. "Вы что, приболели?" — спросили обеспокоенные родители. "Да, немного", — ответил Кохен. "Совсем немного, — хмыкнул Леви. — Да у него туберкулез!"
И не только гнев — постепенно он стал осознавать, что этой же техникой можно пользоваться и для других эмоций, и все исчезло. Гурджиев стал одним из величайших пиков, которые были достигнуты в этом веке, он был Буддой. А ведь все путешествие началось с очень короткого шага, с обещания, данного умирающему деду. Формула деда изменила всю жизнь Гурджиева.
Когда устанавливается полное спокойствие, вы укоренены и центрированы внутри, просто наблюдаете все, что происходит. Птицы поют, вы услышите шум; по дороге происходит движение, вы услышите шум. Точно также существует и внутреннее движение ума — слова, мысли, внутренние беседы. Вы будете слышать, как он движется, но вы сидите в молчании, ничего не делая — тонкое равнодушие. Вы просто равнодушно смотрите. Вы не беспокоитесь от том, правильно или не правильно поступаете. Приходят мысли или нет, вам все равно. Вы ни за них, ни против них. Вы просто сидите, а движение ума продолжается. Вы можете сидеть равнодушно, но это будет трудно, на это потребуется время. Но вы познаете умение быть равнодушными. Это не метод, это умение.