Если вы решите не делать что-то определенное, ум будет настаивать, чтобы вы делали это.
Падмасана и сиддхасана предназначены для повторения мантр и медитации. Может подойти для этого также и ваджрасана, и все эти асаны хорошо практиковать по пятнадцать минут после каждого приема пищи.
Вы становитесь подвижными и легко передвигаетесь между внутренним и внешним пространством. Ум — это блок на пути к внутреннему пространству. Когда вы хотите войти в себя, снова и снова вы натыкаетесь на слой ума, на определенные мысли, на какое-то желание, на какие-то планы, на какие-то мечты, которые касаются будущего или прошлого. Помните, будущее — это ничто иное, как проекция вашего прошлого. Будущее — это ваша жажда прошлого, но в измененном виде. Вам хочется, чтобы оно было немного лучше. В прошлом у вас были счастье и несчастье, наслаждение и боль, шипы и цветы, а в будущем вы хотите только цветы. Вы исключаете шипы, исключаете боль, только наслаждение, наслаждение и еще раз наслаждение. Вы продолжаете сортировать ваше прошлое, и то, что вам кажется хорошим и прекрасным, вы проецируете в будущее.
Я слышал такую историю:
Таково определение сна, четвертой модификации разума, - когда у разума нет содержания. Разум наполнен содержанием всегда, в любом состоянии, кроме сна. То или иное содержание всегда наполняет его. В нем пульсирует мысль, загорается страсть, рождается желание, работает память, играет воображение, звучит слово. Разум устремлен в будущее, он непрерывно движется вперед. Однако он утрачивает свою сущность, его содержание будет исчерпано, как только вы уснете глубоким, непробудным сном. Разум исчезнет, оставив вас наедине с самим собой, наедине с утраченной сущностью.
Не беспокойтесь. То, что я делаю, и то, что я не делаю, — это вас не касается, это не ваши трудности. Вам вполне достает ваших собственных волнений, у вас слишком много своих проблем. Не беспокойтесь обо мне. У меня есть собственные способы. И не пытайтесь советовать мне, просто забудьте об этом.
Четвертый вοпрос: