Встаньте перед зеркалом на какое-то время и посмотрите, что происходит со всем вашим телом.
Посмотрите на свое тело, прекрасное творение Господа. Оно преподаст вам много уроков. Сердце безостановочно качает кровь на протяжении всей жизни. Оно никогда не жалуется. Посмотрите, как превосходно создан ваш глаз. Бог есть врач врачей, хирург хирургов. Посмотрите на легкие: они работают непрерывно и никогда не пренебрегают своими обязанностями. Без отдыха, без передышки. Бог также - инженер инженеров. Он сконструировал эти превосходные своды ваших стоп, удерживающие вес всего тела. Он - Творец мира (шришти-карта), Он дает плоды деятельности (карма-пхала-дата). В соответствии со своей прежней кармой одни рождаются красивыми, другие уродливыми; одни - здоровыми от рождения, другие - слабыми; одни рождаются в богатых семьях, другие - в бедных.
Будда рассказывал о пяти глупцах, которые пересекали реку. Потом они все начали думать. Потому что глупцы всегда философствуют, обратное также верно: «Что делать? Эта лодка так помогла нам, иначе мы бы ни за что не смогли пересечь эту реку. Мы стали бы жертвой разбойников или диких животных, могло случиться все, что угодно. Эта лодка спасла нас. Мы вечно обязаны этой лодке». И тогда один из них предложил: «Да, это правильно. Теперь мы должны тащить эту лодку на голове, потому что ей нужно поклоняться». Поэтому они начали тащить эту лодку на голове, направляясь в город. Многие спрашивали их: «Что вы делаете? Мы видели, как люди сидели в лодке, но людей, которые бы тащили лодку, нам еще видеть не приходилось?» Они ответили: «Вы не знаете. Эта лодка спасла нам жизнь. Теперь мы не можем забыть этого, и всю жизнь собираемся таскать эту лодку на голове». Эта лодка сделала их мертвыми, было бы лучше, если бы они оставили ее на берегу реки. Лучше погибнуть от диких животных, нежели тащить лодку постоянно на себе. Это бесконечное несчастье. На том берегу реки им бы пришлось мучиться, по крайней мере, несколько секунд, все бы произошло быстро. Теперь же им придется мучиться вечно, тащить этот груз, это бремя на себе. И чем дальше они будут ее нести, тем больше они привыкнут к этому грузу. Без лодки они будут чувствовать себя плохо, они будут чувствовать неудобство. И теперь они не смогут больше ничего сделать, потому что, - как можно сделать что-то с лодкой на голове? Это занятие будет поглощать все их силы, они станут практически неспособными, сделать хотя бы что-нибудь еще.
Один человек, страдавший бессонницей, очень обрадовался, когда доктор выписал ему такой дешевый рецепт, чтобы ему уснуть.
Доверие — это чудо. Вы можете быть близки с Мухаммедом, или с Иисусом, или с Буддой в данное мгновение, если между вами есть доверие. Но это сложно! Это сложно, поскольку вы не знаете, как это сделать. Если вы не доверяете живому человеку, сможете ли вы довериться мертвому? Как только возникло доверие, вы приближаетесь к Будде. Ибо Будда жив для людей, обладающих верой. Для тех, кто склонен доверять, Мастер никогда не умрет. Он продолжает помогать им, он никогда не оставляет их. И если Мастер физически близок вам, если он стоит позади вас или перед вами, или если он сидит сбоку от вас, вы не можете приблизиться к нему. Вас может разделить огромное пространство. Любовь, доверие, вера — уничтожают и пространство, и время. И поскольку, поначалу, вам трудно понять любой другой язык, вы сможете понять только язык физического мира. Но для этого нужда физическая близость — хотя бы в самом начале. Наступит мгновение, когда Мастер сам прогонит вас. Он заставит вас покинуть его, это станет необходимо — поскольку вы начнете ощущать свою зависимость от физического языка.
Почему же Патанджали ставит любовь на первую ступень ям, первую дисциплину? Любовь — первая дисциплина, непосредственная основа. Если в вас остается хотя бы малость чего-то, причиняющего боль другим людям, то, когда вы станете мощными, вы будете опасны. Этот остаток будет опасен. Ни единого следа не должно оставаться в вас, чтобы «причинять боль», а ведь этот след есть во всех.
Но, пοстепенно, вы станете осознавать что есть что. Прямо сейчас я не могу дать вам критерия, как судить о том что есть что. Вы должны пοпробοвать это сами.