Рациональное понимание — это вообще не понимание, это неправильное понимание.
Теоретическая религия для меня неприемлема. Вот почему я делаю такой акцент на духовной практике. Годами занимаясь созерцанием в запертой комнате, вы можете продвинуться лишь на несколько шагов. Ибо последствия предыдущих действий могут быть нейтрализованы только новыми благочестивыми действиями в настоящем, то есть служением. Не существует иного метода для очищения себя, для разрушения нечистых желаний и склонностей.
Даже два счастливых человека могут встретиться, и возникает несчастье. Вы несете тонкие семена несчастья в себе. Когда приходит благоприятный миг, они прорастают. И естественно для человека, чтобы он расцвел во всех своих возможностях, нужно человеческое окружение. Деревья не могут стать таким окружением. Вы можете пойти к дереву и просидеть там, в тишине, и делать все, что хотите. Но вы остаетесь несвязанными. Между вами не возникает диалога, вы не разговариваете. Дерево продолжает жить по-своему, а вы по-своему. Нет моста. Река - это река, между вами и рекой нет моста. Когда вы приходите к человеку, внезапно вы видите, что возник мост, мост начинает мгновенно передавать что-то с одной стороны на другую сторону.
Ищите мудрецов. Я хочу сказать, ищите гуру. На Востоке люди путешествуют тысячи миль в поисках кого-либо, действительно узнавшего, чтобы быть с ним, быть с человеком самьямы, тем, кто достиг, кто не взращен, кто вырос, кто расцвел в своем внутреннем естестве. Цветок не позаимствован извне. Это внутреннее цветение.
Гурджиев часто говорил своим ученикам: "Самое главное, что нужно сделать сначала — это перестать отождествлять себя и помнить постоянно, что вы — это свидетель, просто сознание". Вы не тот, кто действует, и не мысль. И это воспоминание становится причиной кристаллизации. Вы достигаете вивеки, разделения, и тогда спонтанно за этим следует вайрагья. Если вы не станете разделять, то спонтанно следует са н сара, этот мир. Если вы отождествляете себя с телом и с умом, вы снова движетесь в этот мир. Вас изгоняют из Эдемского сада. Но если вы разделяете и помните, что вы находитесь в теле, и тело — это обитель, и вы хозяин тела, и ум — это просто биологический компьютер, и вы хозяин этого биологического компьютера, этого ума, ум — просто ваш слуга, - тогда все обращается внутрь. Тогда вы перестаете двигаться в мир, потому что первая ступень исчезла. Теперь вы больше не связаны с миром. Внезапно вы начинаете падать внутрь. Вот что такое вайрагья, отречение.
Для человека, у которого есть саттва, динамические техники будут невероятно полезны, потому что они внесут в его жизнь не только тишину, но и блаженство. Он уже молчалив, так как равновесие дает неподвижность, тишину. Но тишина — это отрицательное явление; пока она не становится танцем, пение, весельем, ее мало. Хорошо, что она есть, правильно быть молчащим, но не удовлетворяйтесь этим, ведь вас еще ждет многое.
Да, ребенок медитирует. Но эта медитация происходит из-за неведения; она должна будет уйти. То, что вы не заработали, не может оставаться с вами. Только то, что вы заработали, станет вашим. Ребенок медитативен из-за неведения. У него не так много мыслей, которые могут помещать. Ребенок естественно медитативен, всегда, когда ум находит удовольствие, он позволяет уму туда двигаться. Фактически, ребенок все еще не часть общества. Ребенок все еще примитивен, подобен животному. Но семя растет. Рано или поздно он окажется в обществе. И тогда, вся медитация будет потеряна, невинное детство будет утрачено. Ребенок пребывает в Эдемском саду совсем как Адам и Ева. Они должны будут пасть. Они должны будут совершить грех. Они должны будут быть выброшены в мир, потому что только посредством опыта мира возникает медитация, которая созрела, которая не может быть утрачена.