У человека пять тел, пять семян, поэтому если вы на самом деле хотите понять человека и его ум — а без понимания всех этих сложностей дальше двигаться невозможно — тогда вам нужно набраться терпения и внимания.
Эти садханы явились результатом глубочайшего психологического исследования. Их психология - не просто психология ума, но нечто большее. Это супраментальная психология, которую я предпочитаю называть духовной психологией.
Ничто нельзя отвергать, все нужно использовать. Вы должны пройти по всем ступеням лестницы, даже по самым низшим ступеням, для того чтобы подняться по ней, потому что лестница не будет существовать без этих низших ступеней. Вся лестница опирается на нижние ступени. Если вы отрежете низ этой лестницы, если вы отрежете что-то в своей жизни, вы никогда не будете целыми, вы никогда не будете полными. Та часть, которую вы отвергли, всегда будет оставаться и ждать, чтобы вы ее приняли снова, и эта часть будет восставать против вас и будет бороться с вами.
Вы должны это понимать. Этот вопрос хорош. По крайней мере, этот вопрос не старый.
Я здесь не для того, чтобы вы стали врагами Бога. Я здесь для того, чтобы научить вас тому, как течь вместе с ним, как быть дружелюбным к нему, как не сопротивляться ему. Я здесь для того, чтобы сломать все ваши стратегии, вашу мораль, вашу этику, вашу дисциплину. Таковы все стратегии. Как вы можете защитить ее, как вы можете пытаться быть независимым и самоудовлетворенным? Я здесь для того, чтобы разрушить и уничтожить вас полностью.
Есть еще третье качество людей, которые редко встречаются: где-то Лао Цзы молча сидит себе — он не ленив, а пассивен. Не активен, не ленив, а пассивен: полон энергии, сил, но сидит тихо. Вы наблюдали за кем-нибудь, кто молча сидит, полный энергии? Вы чувствуете вокруг него поле, излучающее жизнь, и все же он ничего не делает, просто есть.
Это может произойти, если вы занимаетесь и другой деятельностью с осознанностью: ходите, едите, спите, принимаете свою ванну. Целый день, все, что вы делаете, становится просто предлогом для внутренней тренировки наблюдения. Деятельность становится вторичной, и осознанность, благодаря этой деятельности, становится первичной. Когда ночью вы прекращаете всякую деятельность и погружаетесь в сон, эта осознанность продолжает работать даже тогда, когда вы засыпаете. Осознанность становится наблюдателем: да, тело засыпает. Постепенно тело расслабляется. Вы не разглагольствуете, вы просто наблюдаете: постепенно мысли исчезают. Вы наблюдаете промежутки: постепенно, слова становятся очень, очень далекими. Вы движетесь в основу своего бытия, в подсознание. Если вы можете погрузиться в сон с осознанностью, только тогда это будет продолжаться и ночью. Это то, что Патанджали имеет в виду, когда говорит: "Медитируйте на знаниях, которые приносит сон".