Страдания несут в себе смысл, они подобны той рыбе, которую вытащили из океана, которая страдает на берегу, на песке.
Таκим образом, мы можем найти чисто духовный аспект практиκи йоги, представляющий часть обязательной абхъясы (пοстоянной практиκи) неопытногο начинающегο. И точно так же вοзможно, что высоκо продвинутый духовный практик и йог для пοмощи в каκом-либο вοзвышенном духовном процессе испοльзует весьма обычные и кажущиеся незначительными психологичесκие приемы.
Но люди обнаружили, что это проще, поэтому все религии в мире используют это. Они говорят, чтобы вы разрушали свое тело постепенно, чтобы вы отсоединили себя от тела, чтобы вы не находили соприкосновения с телом, чтобы вы отодвинулись от него, чтобы вы стали безразличными, и тогда ваше тело становится практически мертвым деревом. На нем больше не растут листья, не растут цветы, не прилетают птицы и не отдыхают на нем. Это просто мертвый пень. Конечно, вы можете стать хозяином этого пня, но теперь что вы получите благодаря тому, что будете владеть им?
Если одиночки будут постоянно меняться таким образом, то может возникнуть общество, где люди станут настолько чувствительными, что не смогут притеснять, где люди станут такими бдительными и осведомленными, что не смогут угнетать, где люди станут настолько любящими, что невозможно станет даже подумать о бедности, о рабстве.
Второй шаг, и последний шаг отречения от желаний для Патанджали — это полное исчезновение эго. Это поток природной энергии. Нет "я", а значит, нет сознательных усилий. Это не означает потери сознательности. Вы сохраняете полную сознательность, не прилагая для этого никаких усилий. Это не сознание "я", это чистое сознание. Вы принимаете самого себя и жизнь так, как есть.
Приходят ко мне люди, я спрашиваю их: «Вы хотели бы практиковать санньясу не думая, или же вы предпочитаете думать о ней?» Редко кто отвечает: «Я пресытился мышлением». Так ответила Маниша, когда пришла сюда. В самый первый день, когда она пришла ко мне, я задал ей вопрос: «Ты хотела бы практиковать санньясу, обдумывая ее? Хотела бы ты сначала подумать о ней, почувствовать, что тебе ничто не угрожает? Или ты готова прямо сейчас?» Она ответила: «Я пресытилась мышлением». Редко кто отвечает: «Я пресытился мышлением».
Все становится правдой, если это соответствует вашему прошлому опыту. Если это не соответствует, это ложь. Вы не можете поверить в Бога, потому что это не соответствует вашему прошлому опыту. Вы не можете поверить в медитацию, потому что вы всегда жили в миру, и вы знаете только реальность мира, реальность расчетливого ума, реальность делового ума. Вы ничего не знаете о праздновании — чистом, простом, вообще не имеющем причины, беспричинном. Если вы жили в научном мире, вы не можете поверить, что здесь может быть что-то спонтанное, потому что ученые жили в мире причин и следствий. Все обосновано; нет ничего спонтанного. Поэтому, когда ученые слышат, что возможно что-то спонтанное — когда мы говорим спонтанный, мы имеем в виду не вызванный никакой причиной, внезапно, как гром среди ясного неба — ученые не могут поверить. Они скажут: "Это вообще не рыба, это ложь. Выбросьте ее обратно в реку".