Но это что-то неправильное находится в уме его родителей, а не в теле самого ребенка.
Чтобы человек не пришел к такому печальному завершению своей духовной практики, Господь дает наглядное описание его обязанностей. Как черепаха втягивает конечности под панцирь, так и практикующий должен вобрать внутрь свои чувства и предложить свой разум Господу. Конечно, ум будет снова и снова убегать вовне, но постепенно нужно прервать его внешнюю деятельность и сделать интровертным.
Я за любовь. Я не сторонник ни восточного, ни западного варианта. И меня не волнует, к какому обществу вы относитесь. Я не принадлежу обществу. Я за любовь. Всегда помните. Если это любовь, все в порядке. Пока есть любовь, храните ей верность, и храните настолько глубоко, насколько это только возможно. Оставайтесь в ней настолько тотально, насколько возможно. Пусть ваши взаимоотношения вас поглотят. Тогда любовь сможет вас изменить. Но если любви нет, лучше все изменить. Но после этого не привыкайте к переменам. Не делайте из этого привычку. Не позволяйте этому стать механической привычкой. Не думайте, что вы должны сменить партнеров после двух-трех лет, точно так же, как человек меняет машину через каждые два-три года, или даже после одного года. Выпускают новую модель, что же делать? Вам приходится сменить машину. Внезапно вы видите новую женщину. Отличия не большие. Женщина — это женщина, точно так же, как мужчина — это мужчина. Отличия вторичны, потому что вопрос здесь касается энергии. Женская энергия — это женская энергия. Каждая женщина включает в себя всех женщин, а каждый мужчина включает в себя всех мужчин. Отличия лежат на поверхности. Немного длиннее нос, или немного короче. Волосы разного цвета: брюнетка или блондинка, это небольшие отличия, которые лежат только на поверхности. Глубоко внутри вопрос касается женской или мужской энергии. Поэтому если есть любовь, держитесь за нее. Дайте ей возможность роста. Но если ее нет, переменитесь до того, как вы привыкнете к таким отношениям, в которых нет любви.
Экаграта паринам — это состояние вашего сознания, где останавливается это изменение. Вы начинаете преследовать одну цель. И не только это: если вы хотите удержать одно состояние, вы становитесь способными сохранить его. Если вы хотите оставаться счастливыми, вы остаетесь счастливыми. Если вы хотите оставаться печальными, вам решать. Но тогда вы — хозяин. В противном случае все продолжает изменяться.
Позвольте мне рассказать вам одну историю. Владелица квартиры обратилась к своему постояльцу и поставила перед ним определенную задачу. Она сказала ему: "У меня есть два попугая в клетке. Один попугай — мальчик, и другая — девочка. Но я не знаю, которая из них какая. Можешь ли ты помочь мне?" Тот ответил: "Хорошо, миссис, я ничего не понимаю в попугаях, но я скажу вам вот что. Накиньте черное покрывало на эту клетку и оставьте всё так на полчаса или на один час, а потом стяните покрывало, и вы увидите, как одна из птиц будет немного хулиганить — и это будет самец".
Если вы стараетесь понять меня, то вот все мое дело: сделать вас цельными и полными, чтобы все противоречия поглотились, и возникла гармония. Я не хочу, чтобы вы стали скучными. Жизнь заурядного потворства своим желаниям однообразна. Жизнь обычной йоги также монотонна и скучна. Жизнь, содержащая в себе все противоречия, в которой столько оттенков, и, тем не менее, все оттенки гармонично сливаются, такая жизнь богата. И на мой взгляд, подобной богатой жизнью должна стать йога. И эти пять обетов не должны отрезать вас от жизни, они должны соединять вас с ней. Нужно не забывать это условие, так как многие люди использовали эти обеты на то, чтобы отрезать себя от жизни. А им не это надо делать, им следует поступать как раз наоборот.
Затем Патанджали подходит к савичара самадхи: логика была отброшена, только чистое созерцание — не о — просто смотреть на, наблюдать, свидетельствовать. Открыта более глубокая область, но объект остается здесь, и вы остаетесь одержимыми объектом. Вы все еще не сами по себе — существует другой. Тогда Патанджали подходит к нирвичаре.